Логотип PRinfo.ru  
Вход на сайт
Логин

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!


  [Раздел: ]

О рекламе сказано и написано много. Она не оставляет никого равнодушным. Одни ее ругают, другие — превозносят, но все поддаются ее воздействию. Что же такое реклама? Реклама имеет давнюю историю. Ее начало уходит своими корнями к первым шагам организации человеческого общества. Простейшие средства рекламы существовали еще до христианской эпохи: гончары ставили на горшках клеймо — своеобразный знак, призванный отличить свое изделие от аналогичных. Вот какое толкование рекламы мы находим в словаре Ф. А Брокгауза и И. А. Ефрона: «Объявление о продаваемых товарах или предлагаемых услугах, с целью привлечь потребителей расхваливанием качеств товара». В «Советском энциклопедическом словаре» 1983 года: «Реклама (франц. reklame, от лат. reklamo — выкрикиваю) — информация о потребительских свойствах товаров и видов услуг с целью создания спроса на них, популяризация производимой литературы, искусства и др.». «О рекламе можно сказать, что это наука затемнять рассудок человека до тех пор, пока ты не получишь от него деньги» — так писал канадский писатель Стивен Ликок. Или вытод американского экономиста и писателя Стюарта Чейса, который как нельзя лучше показывает возможности рекламы: «Разумно осуществляемая реклама способна переделать мир». Еще одна оценка рекламы: «Реклама — важнейшая проблема нашего времени. Реклама — это бог современной торговли и промышленности. Вне рекламы нет спасения. Однако реклама — это искусство весьма нелегкое, требующее большого такта...». Эта цитата принадлежит знаменитому французскому писателю Ги де Мопассану.

В России, в частности в Москве, к концу XIX века рекламирование применялось как в торгово-промышленной области, так и в художественной, литературной и театральной деятельности. Способы рекламирования были различны, начиная с примитивной устной «зазывальной» и заканчивая яркой «изобразительной» рекламой.

«ЗАЗЫВАЛЬНАЯ» РЕКЛАМА Для устного рекламирования товаров быгла распространена должность «зазывалы». Веселыми шутками и прибаутками встречал «зазывала» прохожих около магазина, на все лады превознося достоинства товаров. Обязанности его были до смешного просты — выкрикивать названия товаров, расхваливать их качество, а если это не помогало, то хватать прохожих за фалды сюртука, пытаясь привлечь их в магазин.

Заметки об этом встречаем мы у «дяди Гиляя» (писателя Владимира Гиляровского) в книге «Москва и москвичи». Вот как он описывает лавку готового платья в Китай-городе: «...здесь, так же как и на Сухаревке, насильно затаскивали покупателя. Около входа всегда галдеж от десятка «зазывал», обязанностью которых было хватать за полы проходящих по тротуарам и тащить их непременно в магазин, не обращая внимания, нужно или не нужно ему готовое платье...

И каждый не отстает от него, тянет в свою сторону, к своей лавке.

А если удастся затащить в лавку, так несчастного заговорят, замучают примеркой и уговорят купить, если не для себя, то для супруги, для деток или для кучера.... Иногда ватага таких говорунов сговаривалась и устраивала целые шутовские потехи над экономными, любившими поторговаться покупателями. Особенно доставалось духовным лицам и членам их семейств, которых продавцы знали всех наперечет.

— Краснить или зеленить батюшку будем? — задает вопрос наиболее юркий из говорунов.

Решают «позеленить». Шутка эта заключалась в том, что какого бы цвета материю пожелал бы осмотреть покупатель, на всех прилавках ему покажут только зеленый. Начнет он удивляться и протестовать, а его уверят самым серьезным образом, что он ошибается и ему предлагают желаемое. В недоумении идет он в следующий магазин. И вновь, с деловым видом, ему раскинут ярко-зеленые ткани. Так же и «краснили».

По обычаю того времени, приказчики (продавцы) стояли снаружи — на улице и наперебой затягивали в свой магазин каждого прохожего, щеголяя искусством разговора:

— Шелк, атлас, канифас, весь девичий припас.

— Платья венчальные, для вдов трауры печальные, для утехи любовной не вредные — кринолины проволочные медные!

— Пандеспалам, делим пополам, купить спешите, к нам в почтенную фирму заходите!

— У нас без обману, материал без изъяну, имеем подушки пуховые, кровати двухспальные ольховые!

—  Ящики туалетные на двадцать мест — подарки для женихов и невест!

— Вакса, личная помада, духи «Сирень» — прямо из сада!

— Сходно продаем, премию в сувенир даем!»

Впрочем, эти действия «зазывал» не вызывали особых восторгов у населения. Да и сами «зазывалы», которых со временем сменили приказчики, тяготились этой обязанностью. Но все равно эти старинные формы 5

торговли с присущей ей примитивной рекламой сохранялись вплоть до начала XX столетия.

Описания поведения «зазывал», их изобретательности в рекламировании различных товаров сохранили нам атмосферу торговли и речевые богатства прошлого столетия. В выкриках «зазывал» мы находим остроумный каламбур, неожиданную рифму, редкий эпитет и яркую, точную характеристику.

ВЫВЕСКИ

Виртуозов устной рекламы в Москве удачно дополняли рисованные вывески и всевозможные рекламные символы. Ремесленники и торговцы вывешивали у своих лавок какой-либо предмет: булочник — муляж калача, шорник — хомута или дуги, сапожник — башмаки и т. д.

Рекламные вывески появлялись везде — в несколько ярусов на фасадах домов, над окнами магазинов, между витринами и по бокам дверей, на кронштейнах над тротуарами, на пустынных стенах высоких домов, на крышах. Все это разнообразие придавало улице какой-то шумный, говорливый вид. Отовсюду видны были яркие, бьющие в глаза и невольно привлекающие

1.Записная книжка с изображением витрины магазина «Модерн»

2. Журнальная иллюстрация. Вход в Петровский пассаж с Неглинного проезда

3. Журнальная иллюстрация. «Зазывала» просит зайти покупателя в магазин



История московской рекламы
  [1] 2 3 4 ... 10 »